ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

ПСИХОЛО́ГИЯ ТВО́РЧЕСТВА литературного, научная дисциплина, изучающая психологические особенности творческой переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного произведения в динамике — от возникновения замысла до полного завершения. Проблематика П. т. основывается на общем исходном понимании творчества как создания новых оригинальных культурных ценностей и дифференцируется в зависимости от различных видов творческой деятельности (в науке и искусстве, в различных видах искусств). Литературное творчество может быть объектом изучения психологической науки как таковой, служа, наряду с другими видами психической деятельности человека, материалом для собственно психологических исследований. П. т., в отличие от общей психологии, изучает процессы отражения писателем действительности, их воплощение в специфической художественной форме, используя при этом методологические принципы не только психологии, но также литературоведения, эстетики и других сопредельных дисциплин. Т. о., П. т. развивается на стыке различных наук, посвященных изучению творящего субъекта и продуктов его деятельности. Теоретически П. т. позволяет раскрыть некоторые закономерности творческого процесса; практически — совершенствовать литературный профессионализм и мастерство писателей, помогая им сознавать «стратегию творчества».

П. т. как особая научная область стала складываться во 2‑й половине XIX в. Однако уже в античности наметилась двоякая трактовка природы творчества: у Платона творчество — священное вдохновение и одержимость, ниспосланные свыше и не зависящие от разума и мастерства поэта; по Аристотелю, поэт, изображая действительность, опирается на художественный опыт и следует определённым принципам, осознанному замыслу.

Д. Дидро, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, позднее классики русской материалистической эстетики 40—60‑х гг. XIX в. обосновывали идею об объективной детерминированности творческой деятельности художника, о зависимости характера этой деятельности от времени и социальной среды, о проявлении в творческом акте определённых поэтических принципов.

Немало ценного содержится и в трактовках творческого процесса у классиков немецкой идеалистической философии — И. Канта, Ф. Шеллинга и в особенности Г. Гегеля, который признает обусловленность деятельности художника временем, необходимость для автора аналитического подхода к «способу функционирования» природной одаренности и критикует взгляд на «бессознательность творчества».

В конце XIX в. вопросы П. т. становятся частью психологии как самостоятельной науки и связываются с различными психологическими школами (Психологическая школа в литературоведении; «невропатические» концепции Ч. Ломброзо и М. Нордау, теория психоанализа 3. Фрейда и др.; см. Психоанализ).

В современной зарубежной научной литературе традиционно бытует мнение о принципиальной научной непознаваемости творческого процесса; некоторые ученые (напр., В. Кайзер) вообще ставят под сомнение необходимость изучения творческого акта.

В советской науке искания в области П. т. отразились в ряде интересных работ, авторы которых исходили из марксистского понимания творческого процесса на основе отражения объективной реальности, субъективно преломленной в сознании писателя: П. Н. Медведев, «В лаборатории писателя» (1933); В. П. Полонский, «Сознание и творчество» (1934); А. Г. Ковалев, «Психология литературного творчества» (1960); А. Г. Цейтлин, «Труд писателя» (2 изд., 1968); Г. М. Ленобль, «Писатель и его работа» (1966) и др.

Особый раздел в литературе по П. т. занимают книги и исследования о «творческой лаборатории» классиков мировой литературы и советских писателей и книги, посвященные самоанализу писателей: сборник «Как мы пишем» (1930; здесь ответы на анкету — М. Горького, Ю. Н. Тынянова, А. Н. Толстого, К. А. Федина, М. М. Зощенко и др.); очерки «О писательском труде» (1955), «О труде драматурга» (1957); сборники «Русские писатели о литературном труде. XVIII—XX вв.» (т. 1—4, 1954 — 1956), систематизирующие взгляды писателей на цель и специфику литературного труда.

Яркое свидетельство поисков в области построения П. т. как науки — исследование Л. С. Выготского «Психология искусства» (1925, изд. в 1965; 2 изд., 1968); предложенный Выготским метод анализа структуры законченного произведения, однако, более существен для анализа литературоведческого, чем для П. т., т. к. рассматривает результат творчества вне связей с психологией личности автора как творца и с самим актом создания произведения.

Перед советскими исследователями П. т. стоит наряду с вновь возникающими проблемами задача переосмысления прежних проблем — вдохновения, воображения, творческих импульсов, интуиции, одаренности и т. д. — на основе новейших достижений философии, психологии, литературоведения и других гуманитарных, а также естественных наук. Важнейшее значение приобретает исследование психологии художественного мышления и различных его типов в связи с различными художественными методами. Необходимо дифференцировать типы творческих процессов в зависимости от типов художественного мышления, в которых могут преобладать рационалистические, субъективно-экспрессивные или аналитико-синтетические тенденции. Есть основания выдвинуть проблему определённой «стратегии творчества», отличающей самый характер работы над произведением (напр., у представителей классицизма от романтиков или реалистов), т. к. у писателей, принадлежащих к различным направлениям и школам, по-разному проявляются взаимоотношения идей и образных представлений, жизненного опыта и поэтической фантазии, характер ассоциативных связей, взаимоотношения словесно-логической, зрительной и эмоциональной памяти и т. д.

Необходимо освоение принципов эвристики — науки о способах и путях управления творческими процессами — при построении теории П. т. литературного (речь может идти о «самоуправлении» писателя своим талантом — на основе освоения исторического опыта и накопления опыта собственного). Степень осознания писателем своих творческих принципов различна и наиболее выражена у писателей реалистического направления и менее — у писателей т. н. «субъективных» направлений. Поскольку перед каждым создателем художественного произведения возникает определённая задача, которую предстоит разрешить, определённая проблемная ситуация, то следование той или иной системе принципов неизбежно. Стремление писателей осознать принципы творческого процесса воплощено в многообразных литературных формах (напр., «Как делать стихи?» В. В. Маяковского, «История “Доктора Фаустуса”. Роман одного романа» Т. Манна, «Золотая роза» К. Г. Паустовского).

Материал для изучения П. т. — это прежде всего деятельность писателя, зафиксированная всем его наследием. Для изучения творческого процесса в его динамике особую ценность представляют рукописи писателя, отражающие разные фазы его работы над произведением. В отличие от изучения творческой истории, где ставятся преимущественно цели историко-литературные, исследование по рукописям истории создания произведения с точки зрения П. т. преследует теоретическую задачу — понять закономерности художественного мышления писателя, динамики и внутренней концепционности творческого процесса. Для этого необходимо сочетать принципы текстологии с принципами П. т.

Заметные вехи в определении задач и путей П. т.: Всесоюзный симпозиум по комплексному изучению художественного творчества (Ленинград, 1963; сб. «Симпозиум по комплексному изучению художественного творчества. Тезисы и аннотации», 1963); Всесоюзный симпозиум «Проблемы художественного восприятия» (Ленинград, 1968; сб. «Содружество наук и тайны творчества», 1968); Всесоюзный симпозиум «Психология процессов художественного творчества» (Ленинград, 1978).

На рубеже 60-х и 70‑х гг. выдвинут вопрос о возможности перерастания П. т. в синтетическую теорию не только творчества, но и восприятия (поскольку проблема читательского восприятия возникает уже в ходе творческого процесса; с другой стороны, в ходе восприятия происходит его корреляция с авторским замыслом). Эти проблемы находятся в центре внимания постоянной Комиссии комплексного изучения художественного творчества, созданной при научном совете по истории мировой культуры АН СССР и объединяющей деятелей науки, литературы и искусства. ст. Комплексное изучение художественного творчества.

Литература:
(кроме указанной в ст.): Овсянико-Куликовский Д. Н., Вопросы психологии творчества, СПБ, 1902;
Вопросы теории и психологии творчества, т. 1—8, Хар., 1907 — 1923;
Якобсон П., Худож. восприятие, М., 1965;
Франко И., Из секретов поэтич. творчества, М., 1967;
Мейлах Б., Талант писателя и процессы творчества, Л., 1969;
Худож. восприятие. Сб. ст., Л., 1971;
Творч. процесс и худож. восприятие, Л., 1978;
Психология процессов художественного творчества, Л., 1980;
Советские писатели о творч. процессе. Материалы к библиографии, сост. А. Морщихина, в сб.;
Вопросы советской литературы, т. 6, М.-Л., 1957.

Б. С. Мейлах.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА" в других словарях:

  • психология творчества — область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психология Творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств …   Психологический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — – отрасль психологической науки, изучающая источники, условия и проявления творческой активности личности и коллектива, а также структуру деятельности, направленной на создание нового, оригинального в различных сферах человеческой деятельности. К …   Терминологический ювенологический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — – область знания, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке [80, c. 527] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо... и ...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души ( О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Современная энциклопедия

  • Психология — (от психо... и ...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… …   Толковый словарь Ушакова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»